Вертолетное такси Канны - Ницца - Монако в сезон дешевле, чем наземное!: heliairmonaco.ru

Так ли опасна молния для самолета?

По статистике, в обычный самолёт молния попадает примерно раз в год. Людям ведь нужен ещё один повод бояться самолётов? Но молния почти никогда не является причиной авиакатастроф. Во всяком случае, теперь. Тогда почему самолёты так безопасны в бурю?

Так ли опасна молния для самолета?

Многое зависит от того, из чего они сделаны. У самолётов обычно алюминиевая обшивка, а все неметаллические детали находятся в металлических коробках или экранированы, а металлы, как известно, хорошо проводят ток. Когда в проводник, вроде обшивки самолёта, попадает быстрый заряд, вроде молнии, атомы в проводнике проталкивают заряд на поверхность проводника, не позволяя ему оставаться внутри. То есть молния никогда не проходит внутрь, где находятся пассажиры, команда и топливо. Заряд остаётся на поверхности.

Это явление называется поверхностным эффектом, и благодаря ему молнию можно безопасно переждать в машине. Многие считают, что всё дело в покрышках, но они тут не причём. Металлическая оболочка не позволяет молнии добраться внутрь машины, а задерживает её на поверхности. Поверхностный эффект настолько действенен, что алюминиевая оболочка, толщиной несколько миллиметров, полностью защитит вас от молнии. И, хотя металлическая обшивка должна защищать самолёты, в прошлом молния всё-таки была причиной авиакатастроф.

Например, в 1963 году молния попала в топливный бак и вызвала взрыв, от которого погиб 81 человек (все, кто были на борту). Так что поверхностный эффект не даёт 100%-ой гарантии безопасности. Мощный заряд молнии может пробить обшивку в тонких местах, например, на крыльях или носовой части фюзеляжа. Но не о маленьких отверстиях нужно беспокоиться. В самолёте находится множество проводов и электронных компонентов и, как можно догадаться, чувствительные приборы начинают сходить с ума, когда по ним проходит молния. Но инженеры учатся на своих ошибках.

Современные топливные баки жёстко проверяются на прочность в случае попадания молнии и, за последние десятилетия изменилось само топливо. Теперь оно, находясь в баке, не выделяет большого количества взрывоопасных газов. Все приборы на борту также заземлены, поскольку соединяются с металлической обшивкой самолёта, что избавляет от дополнительного тока, полученного от молнии. Также рядом с особенно чувствительными приборами, например, радарами, находятся маленькие проводящие пластины, которые действуют как громоотводы. Летать в грозу все равно опасно по многим причинам, будь то ветер или дождь, или сильная турбулентность. Но молния к ним уже не относится.

Читайте так же: